IUF logo; clicking here returns you to the home page.
IUF
Uniting Food, Farm and Hotel Workers World-Wide


Чье рабочее место? - МОТ и Nestle

Posted to the IUF website 13-Jul-2010





На одном из своих последних видео-интервью Председатель Совета Директоров Nestle Питер Брабек предстает на балконе штаб-квартиры компании в Швейцарском городе Вевее, на фоне Женевского озера и сверкающих альпийских вершин. Г-н Брабек рассказывал историю о своем восхождении от продавца мороженого до главы крупнейшего пищевого гиганта в мире под одобрительные улыбки репортера: «Вы проделали большой путь». На что Г-н Брабек сказал: «Вам не избежать повышения, если вы немного лучше других (он даже математически точно оценил насколько немного – на 5%).

Блистательный альпийский пейзаж как бы на мгновение тускнеет, когда Питер Брабек выражает свое «сожаление» по поводу высокого уровня безработицы среди молодежи в Европе. Как он видит решение проблемы? «Не прекращайте учиться» и «не зацикливайтесь», ожидая нового экономического подъема – вот его советы молодым безработным.

Когда журналистка напомнила Г-ну Брабеку о том, что дела Nestle шли совсем неплохо во время последнего кризиса, председатель (очевидно и сам прекрасно осведомленный о финансовых успехах компании) одобрительно усмехнулся. Он даже похвалил сотрудников компании, служащих ей верой и правдой долгие годы за лояльность.

Затем разговор зашел о политике Nestle во взаимоотношениях с акционерами, изложенной в издании компании, озаглавленном «Создавая общие ценности». Г-н Брабек объяснил, что эта политика является неотъемлемой частью бизнес-модели компании: «Я ничего не должен возвращать обществу, поскольку ничего не крал у общества». Что же касается политики «создания общих ценностей», то комментарий репортера о том, что эта «абсолютно новая политика» всегда окупится для компании сторицей в виде новых прибылей, просто заставил Брабека просиять: «Разве это не прекрасно!»

Потом топ-менеджер Nestle несколько секунд поговорил о значении политики «создания общих ценностей» для развития производителей сельхозпродукции, о том, как Nestle предоставляет помощь, обучение и микрофинансирование своим поставщикам. Вопрос об условиях предоставления этой помощи для поставщиков, очевидно, показался репортеру совершенно излишним. Следующей темой интервью стала вода, и роль компании Nestle как пионера в этой области. Как выразилась журналистка, несмотря на объявленную ООН «декаду воды», потребовалось вмешательство «лидирующей компании частного сектора» чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Г-н Брабек опять многозначительно улыбнулся. Конечно, вдаваться в подробности содержания политики компании в отношении проблемы доступности воды не посчитали нужным, да и время поджимает, интервью пора было заканчивать. «Вы сделали всё, что могли», - подвела черту репортер, в заключение дав еще один ближний план сияющих Альп.

Этот заурядный, за исключением, пожалуй, разве что своего выдающегося непрофессионализма, образчик корпоративного подхалимажа так бы и остался незамеченным, если бы не одно обстоятельство: автором репортажа была Международная Организация Труда при ООН.

Посиделки с Г-н Брабеком размещены МОТ в серии передач «Наше рабочее место»: «программе интернет-телевидения, подготовленной отделом коммуникаций Международной организации труда и посвященной выдающимся фигурам мира труда. В интервью с ведущей программы «Наше рабочее место» Зохре Табатабай перед нами предстают люди, стоящие за кулисами, люди мира труда, изменяющие наши рабочие места к лучшему».

В передаче «Наше рабочее место» с г-ном Брабеком не было сказано ни единого слова о самих рабочих местах, работниках, профсоюзах, трудовых правах или отношениях между работниками и работодателем. Вклад компаний частного сектора (опять ни слова о of Nestle!) в создание рабочих мест даже не обсуждался, когда речь зашла о безработице, если не считать реплики г-на Брабека о том, что компания старается нанимать побольше учащихся (очевидно, поставляемых в избытке государственной системой образования). Ведущая передачи даже не поинтересовалась ни тем, как наставления «продолжать учиться» в ответ на проблему стабильно высокой безработицы среди молодежи сочетаются с положениями Глобального пакта о рабочих местах, ни тем, как продвигаемая Nestle программа «сельского развития» способствует тому, что МОТ называет достойной занятостью.

Журналист МОТ могла бы спросить, нацелена ли «водная» политика Nestle на обеспечение всеобщего доступа к питьевой воде как общественному благу, или лишь на обеспечение производственных нужд самой компании Nestle. Однако этот вопрос решили не задавать. В ответ на длинное перечисление г-ном Брабеком списка услуг, оказываемых компанией своим сотрудникам, вполне уместно прозвучал бы вопрос о том, как Nestle относится к общей тенденции сокращения числа работников непосредственно в штате компании за счет применения аутсорсинга и других форм нестандартной занятости. Стоило бы поинтересоваться, что компания может сказать по поводу растущего числа работников, производящих продукцию Nestle, однако не являющихся сотрудниками компании и не имеющих возможности вступать в профсоюзы работников Nestle? Кстати, работа в продажах, с которой началась карьера г-на Брабека, давно передана в аутсорсинг стороннему подрядчику -эта «карьерная лестница», как и многие другие, просто перестала существовать.

Вместо того, чтобы умиляться 100% прибыльности политики «создания общих ценностей», представители МОТ могли бы спросить, почему в последнем выпуске отчета по корпоративной социальной ответственности, который (как совершенно необоснованно утверждает Nestle) якобы соответствует требованиям, предъявляемым организацией Global Reporting Initiative (см. IUF снижает рейтинг корпоративной социальной ответственности Nestle до «junk» («ненадежно»)), не содержится даже упоминания о зарплате работников, льготах, в том числе о тех, которые недоступны заемным работникам, о текучести персонала, коллективных переговорах, минимальном сроке уведомления об организационных изменениях и сумме уплаченных налогов? Или хотя бы почему, при том что топ-менеджер компании так любит раздавать советы «продолжать учиться», единственная программа обучения, о которой хоть что то говорится в последнем отчете «Создавая общие ценности» - это управленческий тренинг для топ-менеджеров в штаб-квартире компании в Вевее.

Руководствуйся ведущая программы соображениями декларируемой МОТ миссии «способствовать отстаиванию прав на рабочем месте, созданию возможностей для достойной занятости, укреплению социальной защищенности и диалогу по вопросам, связанным с трудовыми отношениями», передача могла бы иметь какую то практическую ценность, или хотя бы пролить немного света на «личность, стоящую за кулисами». Не считая того, в каком свете предстает сама МОТ, «благодаря» этой передаче, интервью можно считать не просто бесполезным, а что гораздо хуже – оскорблением, брошенным всем тем, кто верит в ключевую роль, которая МОТ призвана играть в мире труда.

Мы, разумеется, ни в коей мере не виним г-на Брабека за то, что он не упустил возможность отрекламировать свою компанию за счет ООН. Это происходит не в первый и, вероятно, не в последний раз, учитывая рост влияния корпораций на всех уровнях системы ООН. Однако если МОТ серьезно относится к своей роли законодателя стандартов, ей не мешало бы быть готовой дать отчет в своих действиях.

Ролик с этой передачей можно посмотреть здесь.