IUF logo; clicking here returns you to the home page.
IUF
Uniting Food, Farm and Hotel Workers World-Wide


«План Nescafe»: Nestle снова надеется отделаться красивыми словами

Posted to the IUF website 14-Sep-2010





Компания Nestle с обычной в таких случаях помпой объявила в СМИ о запуске рассчитанного на 10 лет «Плана Nescafe», призванного помочь компании «глубже оптимизировать свою цепочку поставок кофе». В течение следующих пяти лет Nestle планирует удвоить объем сырья для производства Nescafe, закупаемого непосредственно у фермеров. Один из разделов плана целиком посвящен Nespresso – что впрочем, неудивительно, учитывая, что это самый быстрорастущий бренд компании.

Тот факт, что Nestle планирует расширить прямой контроль над своей цепочкой поставок кофе, вряд ли можно назвать новостью. Цена на кофейные зерна достигла максимального уровня за 13 лет; лишь за последние 3 месяца кофейные фьючерсы подорожали на 35%, а это означает, что дела у торговцев и спекулянтов идут гораздо лучше, чем у производителей. Поэтому на бумаге План Nescafe облачен в белые одежды «устойчивого развития». По словам своего генерального директора г-на Булке, компания Nestle «создает общие ценности, как для своих акционеров, так и для сообществ, в которых компания ведет бизнес». Nestle обязуется соблюдать стандарты устойчивого развития, оказывать техническую помощь фермерам, предоставлять им возможность участия в программах микро кредитования, а также снижать негативное влияние своих фабрик на окружающую среду.

Искренние шаги, направленные на улучшение положения мелких производителей кофе – группы, наиболее сильно пострадавшей от нестабильных цен на это сырье, консолидации торговых компаний и разрушения окружающей среды – конечно, должны приветствоваться. Однако принесет ли «План Nescafe» желаемое облегчение? Опыт подсказывает, что не стоит обольщаться; даже с таким великолепным планом все риски по-прежнему ложатся на плечи фермеров.

В опубликованном недавно отчете, озаглавленном «Создавая общие ценности» компания хвалится растущим числом производителей, у которых она закупает сырье напрямую, однако ничего не говорит о реальном содержании этих взаимоотношений, т.е. как всё происходит на деле. Несмотря на фальшивые заверения Nestle о соответствии этого отчета требованиям организации Глобальная инициатива по отчетности (Global Reporting Initiative) (см. статью IUF снижает рейтинг корпоративной социальной ответственности Nestle до «junk» - «ненадежно»), в отчете не содержится какой-либо фактической информации об условиях труда в многочисленных звеньях её длинной цепочки поставок – ни слова о детском труде на кофейных плантациях, или положении многочисленных рабочих-мигрантов, от труда которых напрямую зависит урожай кофе в мире.]

В настоящее время у Nestle 12 фабрик по производству Nescafe в странах, где выращивают кофе. Согласно плану компании, к 2015 году все эти фабрики будут снабжаться сырьем, получаемым напрямую от местных производителей. А что будет с работниками, перерабатывающими это сырье? В плане ничего не говорится по поводу того, какое влияние эти поставки окажут на их рабочие места и источник существования. Каким образом Nestle может соблюсти «международно-признанные стандарты устойчивого местного производства кофе» к 2015 году, если компания не проявляет заботы о соблюдении международно-признанных трудовых стандартов МОТ на фабриках, производящих жестяные банки, упаковку и пакетики в которые фасуется Nescafe?

Когда Nestle говорит об «оптимизации цепочки поставок», включает ли это создание контролируемого руководством «желтого» профсоюза, как это произошло на фабрике Nescafe в Паньянге в Индонезии с целью ослабить созданную самими работниками организацию SBNIP? Является ли отказ вести переговоры с настоящим профсоюзом без обязательного присутствия за столом контролируемой руководством организации частью «Плана Nescafe»?

В Паньянге SBNIP в течение последних трёх лет ведет борьбу за основополагающие права работников – право на объединение, на вступление в профсоюз по своему выбору, на коллективные переговоры, в том числе – на переговоры по зарплате. И эта борьба продолжится независимо от того, будет принят «План Nescafe» или нет.
Плавающие цены на зерна кофе и связанные с ними риски нестабильности кофейных фьючерсов могут пробить брешь в балансовом отчете компании. Однако не стоит путать стратегию диверсификации финансовых рисков с практикой прямых местных поставок при соблюдении международно-признанных трудовых стандартов и конвенций МОТ.

Когда дело касается общих ценностей, некоторые «акционеры» и их сообщества, почему-то всегда оказываются «равнее» других. 500 миллионов швейцарских франков, которые планируется потратить в течение 10 лет в рамках реализации «Плана Nescafe» не кажутся такой уж значительной сумой в сравнении с 9 миллиардами, выделенными Nestle на выкуп собственных акций в одном лишь 2010 году. Если компания хочет, чтобы её попытки повысить стандарты труда и жизни людей, которые выращивают, собирают и перерабатывают кофе, который мы пьем, заслужили доверие общества, ей придется пойти дальше красивых слов и отчетов.